Суббота
18.05.2024
07:30
Форма входа
Категории раздела
Макроинструкции [3]
Управление данными [4]
Макросы [0]
ПК и железо [0]
Осиписание. :) [1]
Разное [4]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    OPEN SOURCE PROJECT

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Разное

    Статья Assembler & Win32
    Программирование на ассемблере под Win32 воспринимается весьма не однозначно. Считается, что написание приложений слишком сложно для применения ассемблера. Собственно обсуждению того, насколько оправдана такая точка зрения, и посвящена данная статья. Она не ставит своей целью обучение программированию под Win32 или обучение ассемблеру, я подразумеваю, что читатели имеют определённые знания в этих областях.

    В отличие от программирования под DOS, где программы написанные на языках высокого уровня (ЯВУ) были мало похожи на свои аналоги, написанные на ассемблере, приложения под Win32 имеют гораздо больше общего. В первую очередь, это связано с тем, что обращение к сервису операционной системы в Windows осуществляется посредством вызова функций, а не прерываний, что было характерно для DOS. Здесь нет передачи параметров в регистрах при обращении к сервисным функциям и, соответственно, нет и множества результирующих значений возвращаемых в регистрах общего назначения и регистре флагов. Следовательно проще запомнить и использовать протоколы вызова функций системного сервиса. С другой стороны, в Win32 нельзя непосредственно работать с аппаратным уровнем, чем "грешили" программы для DOS. Вообще написание программ под Win32 стало значительно проще и это обусловлено следующими факторами:

    • отсутствие startup кода, характерного для приложений и динамических библиотек написанных под Windows 3.x;
    • гибкая система адресации к памяти: возможность обращаться к памяти через любой регистр общего назначения; "отсутствие" сегментных регистров;
    • доступность больших объёмов виртуальной памяти;
    • развитый сервис операционной системы, обилие функций, облегчающих разработку приложений;
    • многообразие и доступность средств создания интерфейса с пользователем (диалоги, меню и т.п.).

    Современный ассемблер, к которому относится и TASM 5.0 фирмы Borland International Inc., в свою очередь, развивал средства, которые ранее были характерны только для ЯВУ. К таким средствам можно отнести макроопределение вызова процедур, возможность введения шаблонов процедур (описание прототипов) и даже объектно-ориентированные расширения. Однако, ассемблер сохранил и такой прекрасный инструмент, как макроопределения вводимые пользователем, полноценного аналога которому нет ни в одном ЯВУ.

    Все эти факторы позволяют рассматривать ассемблер, как самостоятельный инструмент для написания приложений под платформы Win32 (Windows NT и Windows 95). Как иллюстрацию данного положения, рассмотрим простой пример приложения, работающего с диалоговым окном.

    Пример 1. Программа работы с диалогом

    Файл, содержащий текст приложения, dlg.asm

    IDEAL
    P586
    RADIX 16
    MODEL FLAT

    %NOINCL
    %NOLIST
    include "winconst.inc" ; API Win32 consts
    include "winptype.inc" ; API Win32 functions prototype
    include "winprocs.inc" ; API Win32 function
    include "resource.inc" ; resource consts

    MAX_USER_NAME = 20
    DataSeg
    szAppName db 'Demo 1', 0
    szHello db 'Hello, '
    szUser db MAX_USER_NAME dup (0)

    CodeSeg
    Start: call GetModuleHandleA, 0
    call DialogBoxParamA, eax, IDD_DIALOG, 0, offset DlgProc, 0
    cmp eax,IDOK
    jne bye
    call MessageBoxA, 0, offset szHello, \
    offset szAppName, \
    MB_OK or MB_ICONINFORMATION
    bye: call ExitProcess, 0

    public stdcall DlgProc
    proc DlgProc stdcall
    arg @@hDlg :dword, @@iMsg :dword, @@wPar :dword, @@lPar :dword
    mov eax,[@@iMsg]
    cmp eax,WM_INITDIALOG
    je @@init
    cmp eax,WM_COMMAND
    jne @@ret_false

    mov eax,[@@wPar]
    cmp eax,IDCANCEL
    je @@cancel
    cmp eax,IDOK
    jne @@ret_false

    call GetDlgItemTextA, @@hDlg, IDR_NAME, \
    offset szUser, MAX_USER_NAME
    mov eax,IDOK
    @@cancel: call EndDialog, @@hDlg, eax

    @@ret_false: xor eax,eax
    ret

    @@init: call GetDlgItem, @@hDlg, IDR_NAME
    call SetFocus, eax
    jmp @@ret_false
    endp DlgProc
    end Start

    Файл ресурсов dlg.rc

    #include "resource.h"
    IDD_DIALOG DIALOGEX 0, 0, 187, 95
    STYLE DS_MODALFRAME | DS_3DLOOK | WS_POPUP | WS_CAPTION | WS_SYSMENU
    EXSTYLE WS_EX_CLIENTEDGE
    CAPTION "Dialog"
    FONT 8, "MS Sans Serif"
    BEGIN
    DEFPUSHBUTTON "OK",IDOK,134,76,50,14
    PUSHBUTTON "Cancel",IDCANCEL,73,76,50,14
    LTEXT "Type your name",IDC_STATIC,4,36,52,8
    EDITTEXT IDR_NAME,72,32,112,14,ES_AUTOHSCROLL
    END

    Остальные файлы из данного примера, приведены в приложении 1.

    Краткие комментарии к программе

    Сразу после метки Start, программа обращается к функции API Win32 GetModuleHandle для получения handle данного модуля (данный параметр чаще именуют как handle of instance). Получив handle, мы вызываем диалог, созданный либо вручную, либо с помощью какой-либо программы построителя ресурсов. Далее программа проверяет результат работы диалогового окна. Если пользователь вышел из диалога посредством нажатия клавиши OK, то приложение запускает MessageBox с текстом приветствия.

    Диалоговая процедура обрабатывает следующие сообщения. При инициализации диалога (WM_INITDIALOG) она просит Windows установить фокус на поле ввода имени пользователя. Сообщение WM_COMMAND обрабатывается в таком порядке: делается проверка на код нажатия клавиши. Если была нажата клавиша OK, то пользовательский ввод копируется в переменную szValue, если же была нажата клавиша Cancel, то копирования не производится. Но и в том и другом случае вызывается функция окончания диалога: EndDialog. Остальные сообщения в группе WM_COMMAND просто игнорируются, предоставляя Windows действовать по умолчанию.

    Вы можете сравнить приведённую программу с аналогичной программой, написанной на ЯВУ, разница в написании будет незначительна. Очевидно те, кто писал приложения на ассемблере под Windows 3.x, отметят тот факт, что исчезла необходимость в сложном и громоздком startup коде. Теперь приложение выглядит более просто и естественно.

    Пример 2. Динамическая библиотека

    Написание динамических библиотек под Win32 также значительно упростилось, по сравнению с тем, как это делалось под Windows 3.x. Исчезла необходимость вставлять startup код, а использование четырёх событий инициализации/деинициализации на уровне процессов и потоков, кажется логичным.

    Рассмотрим простой пример динамической библиотеки, в которой всего одна функция, преобразования целого числа в строку в шестнадцатеричной системе счисления.

    Файл mylib.asm

    Ideal
    P586
    Radix 16
    Model flat
    DLL_PROCESS_ATTACH

    extrn GetVersion: proc

    DataSeg
    hInst dd 0
    OSVer dw 0

    CodeSeg
    proc libEntry stdcall
    arg @@hInst :dword, @@rsn :dword, @@rsrv :dword
    cmp [@@rsn],DLL_PROCESS_ATTACH
    jne @@1
    call GetVersion
    mov [OSVer],ax
    mov eax,[@@hInst]
    mov [hInst],eax
    @@1: mov eax,1
    ret
    endP libEntry

    public stdcall Hex2Str
    proc Hex2Str stdcall
    arg @@num :dword, @@str :dword
    uses ebx
    mov eax,[@@num]
    mov ebx,[@@str]
    mov ecx,7
    @@1: mov edx,eax
    shr eax,4
    and edx,0F
    cmp edx,0A
    jae @@2
    add edx,'0'
    jmp @@3
    @@2: add edx,'A' - 0A
    @@3: mov [byte ebx + ecx],dl
    dec ecx
    jns @@1
    mov [byte ebx + 8],0
    ret
    endp Hex2Str

    end libEntry

    Остальные файлы, которые необходимы для данного примера, можно найти в приложении 2.

    Краткие комментарии к динамической библиотеке

    Процедура libEntry является точкой входа в динамическую библиотеку, её не надо объявлять как экспортируемую, загрузчик сам определяет её местонахождение. LibEntry может вызываться в четырёх случаях:

    • при проецировании библиотеки в адресное пространство процесса (DLL_PROCESS_ATTACH);
    • при первом вызове библиотеки из потока (DLL_THREAD_ATTACH), например, с помощью функции LoadLibrary;
    • при выгрузке библиотеки потоком (DLL_THREAD_DETACH);
    • при выгрузке библиотеки из адресного пространства процесса (DLL_PROCESS_DETACH).

    В нашем примере обрабатывается только первое из событий DLL_PROCESS_ATTACH. При обработке данного события библиотека запрашивает версию OS сохраняет её, а также свой handle of instance.

    Библиотека содержит только одну экспортируемую функцию, которая собственно не требует пояснений. Вы, пожалуй, можете обратить внимание на то, как производится запись преобразованных значений. Интересна система адресации посредством двух регистров общего назначения: ebx + ecx, она позволяет нам использовать регистр ecx одновременно и как счётчик и как составную часть адреса.

    Пример 3. Оконное приложение

    Файл dmenu.asm
    Ideal
    P586
    Radix 16
    Model flat

    struc WndClassEx
    cbSize dd 0
    style dd 0
    lpfnWndProc dd 0
    cbClsExtra dd 0
    cbWndExtra dd 0
    hInstance dd 0
    hIcon dd 0
    hCursor dd 0
    hbrBackground dd 0
    lpszMenuName dd 0
    lpszClassName dd 0
    hIconSm dd 0
    ends WndClassEx

    struc Point
    left dd 0
    top dd 0
    right dd 0
    bottom dd 0
    ends Point

    struc msgStruc
    hwnd dd 0
    message dd 0
    wParam dd 0
    lParam dd 0
    time dd 0
    pt Point <>
    ends msgStruc

    MyMenu = 0065
    ID_OPEN = 9C41
    ID_SAVE = 9C42
    ID_EXIT = 9C43

    CS_VREDRAW = 0001
    CS_HREDRAW = 0002
    IDI_APPLICATION = 7F00
    IDC_ARROW = 7F00
    COLOR_WINDOW = 5
    WS_EX_WINDOWEDGE = 00000100
    WS_EX_CLIENTEDGE = 00000200
    WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW = WS_EX_WINDOWEDGE OR WS_EX_CLIENTEDGE
    WS_OVERLAPPED = 00000000
    WS_CAPTION = 00C00000
    WS_SYSMENU = 00080000
    WS_THICKFRAME = 00040000
    WS_MINIMIZEBOX = 00020000
    WS_MAXIMIZEBOX = 00010000
    WS_OVERLAPPEDWINDOW = WS_OVERLAPPED OR \
    WS_CAPTION OR \
    WS_SYSMENU OR \
    WS_THICKFRAME OR \
    WS_MINIMIZEBOX OR \
    WS_MAXIMIZEBOX
    CW_USEDEFAULT = 80000000
    SW_SHOW = 5
    WM_COMMAND = 0111
    WM_DESTROY = 0002
    WM_CLOSE = 0010
    MB_OK = 0

    PROCTYPE ptGetModuleHandle stdcall \
    lpModuleName :dword

    PROCTYPE ptLoadIcon stdcall \
    hInstance :dword, \
    lpIconName :dword

    PROCTYPE ptLoadCursor stdcall \
    hInstance :dword, \
    lpCursorName :dword

    PROCTYPE ptLoadMenu stdcall \
    hInstance :dword, \
    lpMenuName :dword

    PROCTYPE ptRegisterClassEx stdcall \
    lpwcx :dword

    PROCTYPE ptCreateWindowEx stdcall \
    dwExStyle :dword, \
    lpClassName :dword, \
    lpWindowName :dword, \
    dwStyle :dword, \
    x :dword, \
    y :dword, \
    nWidth :dword, \
    nHeight :dword, \
    hWndParent :dword, \
    hMenu :dword, \
    hInstance :dword, \
    lpParam :dword

    PROCTYPE ptShowWindow stdcall \
    hWnd :dword, \
    nCmdShow :dword

    PROCTYPE ptUpdateWindow stdcall \
    hWnd :dword

    PROCTYPE ptGetMessage stdcall \
    pMsg :dword, \
    hWnd :dword, \
    wMsgFilterMin :dword, \
    wMsgFilterMax :dword

    PROCTYPE ptTranslateMessage stdcall \
    lpMsg :dword

    PROCTYPE ptDispatchMessage stdcall \
    pmsg :dword

    PROCTYPE ptSetMenu stdcall \
    hWnd :dword, \
    hMenu :dword

    PROCTYPE ptPostQuitMessage stdcall \
    nExitCode :dword

    PROCTYPE ptDefWindowProc stdcall \
    hWnd :dword, \
    Msg :dword, \
    wParam :dword, \
    lParam :dword

    PROCTYPE ptSendMessage stdcall \
    hWnd :dword, \
    Msg :dword, \
    wParam :dword, \
    lParam :dword

    PROCTYPE ptMessageBox stdcall \
    hWnd :dword, \
    lpText :dword, \
    lpCaption :dword, \
    uType :dword

    PROCTYPE ptExitProcess stdcall \
    exitCode :dword

    extrn GetModuleHandleA :ptGetModuleHandle
    extrn LoadIconA :ptLoadIcon
    extrn LoadCursorA :ptLoadCursor
    extrn RegisterClassExA :ptRegisterClassEx
    extrn LoadMenuA :ptLoadMenu
    extrn CreateWindowExA :ptCreateWindowEx
    extrn ShowWindow :ptShowWindow
    extrn UpdateWindow :ptUpdateWindow
    extrn GetMessageA :ptGetMessage
    extrn TranslateMessage :ptTranslateMessage
    extrn DispatchMessageA :ptDispatchMessage
    extrn SetMenu :ptSetMenu
    extrn PostQuitMessage :ptPostQuitMessage
    extrn DefWindowProcA :ptDefWindowProc
    extrn SendMessageA :ptSendMessage
    extrn MessageBoxA :ptMessageBox
    extrn ExitProcess :ptExitProcess

    UDataSeg
    hInst dd ?
    hWnd dd ?

    IFNDEF VER1
    hMenu dd ?
    ENDIF


    DataSeg
    msg msgStruc <>
    classTitle db 'Menu demo', 0
    wndTitle db 'Demo program', 0
    msg_open_txt db 'You selected open', 0
    msg_open_tlt db 'Open box', 0
    msg_save_txt db 'You selected save', 0
    msg_save_tlt db 'Save box', 0

    CodeSeg
    Start: call GetModuleHandleA, 0 ; не обязательно, но желательно
    mov [hInst],eax

    sub esp,SIZE WndClassEx ; отведём место в стеке под структуру

    mov [(WndClassEx esp).cbSize],SIZE WndClassEx
    mov [(WndClassEx esp).style],CS_HREDRAW or CS_VREDRAW
    mov [(WndClassEx esp).lpfnWndProc],offset WndProc
    mov [(WndClassEx esp).cbWndExtra],0
    mov [(WndClassEx esp).cbClsExtra],0
    mov [(WndClassEx esp).hInstance],eax
    call LoadIconA, 0, IDI_APPLICATION
    mov [(WndClassEx esp).hIcon],eax
    call LoadCursorA, 0, IDC_ARROW
    mov [(WndClassEx esp).hCursor],eax
    mov [(WndClassEx esp).hbrBackground],COLOR_WINDOW
    IFDEF VER1
    mov [(WndClassEx esp).lpszMenuName],MyMenu
    ELSE
    mov [(WndClassEx esp).lpszMenuName],0
    ENDIF
    mov [(WndClassEx esp).lpszClassName],offset classTitle
    mov [(WndClassEx esp).hIconSm],0
    call RegisterClassExA, esp ; зарегистрируем класс окна

    add esp,SIZE WndClassEx ; восстановим стек
    ; и создадим окно
    IFNDEF VER2
    call CreateWindowExA, WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW, \ extended window style
    offset classTitle, \ pointer to registered class name
    offset wndTitle,\ pointer to window name
    WS_OVERLAPPEDWINDOW, \ window style
    CW_USEDEFAULT, \ horizontal position of window
    CW_USEDEFAULT, \ vertical position of window
    CW_USEDEFAULT, \ window width
    CW_USEDEFAULT, \ window height
    0, \ handle to parent or owner window
    0, \ handle to menu, or child-window identifier
    [hInst], \ handle to application instance
    0 ; pointer to window-creation data
    ELSE
    call LoadMenu, hInst, MyMenu
    mov [hMenu],eax
    call CreateWindowExA, WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW, \ extended window style
    offset classTitle, \ pointer to registered class name
    offset wndTitle, \ pointer to window name
    WS_OVERLAPPEDWINDOW, \ window style
    CW_USEDEFAULT, \ horizontal position of window
    CW_USEDEFAULT, \ vertical position of window
    CW_USEDEFAULT, \ window width
    CW_USEDEFAULT, \ window height
    0, \ handle to parent or owner window
    eax, \ handle to menu, or child-window identifier
    [hInst], \ handle to application instance
    0 ; pointer to window-creation data
    ENDIF
    mov [hWnd],eax
    call ShowWindow, eax, SW_SHOW ; show window
    call UpdateWindow, [hWnd] ; redraw window

    IFDEF VER3
    call LoadMenuA, [hInst], MyMenu
    mov [hMenu],eax
    call SetMenu, [hWnd], eax
    ENDIF

    msg_loop:
    call GetMessageA, offset msg, 0, 0, 0
    or ax,ax
    jz exit
    call TranslateMessage, offset msg
    call DispatchMessageA, offset msg
    jmp msg_loop
    exit: call ExitProcess, 0

    public stdcall WndProc
    proc WndProc stdcall
    arg @@hwnd: dword, @@msg: dword, @@wPar: dword, @@lPar: dword
    mov eax,[@@msg]
    cmp eax,WM_COMMAND
    je @@command
    cmp eax,WM_DESTROY
    jne @@default
    call PostQuitMessage, 0
    xor eax,eax
    jmp @@ret
    @@default:
    call DefWindowProcA, [@@hwnd], [@@msg], [@@wPar], [@@lPar]
    @@ret: ret
    @@command:
    mov eax,[@@wPar]
    cmp eax,ID_OPEN
    je @@open
    cmp eax,ID_SAVE
    je @@save
    call SendMessageA, [@@hwnd], WM_CLOSE, 0, 0
    xor eax,eax
    jmp @@ret
    @@open: mov eax, offset msg_open_txt
    mov edx, offset msg_open_tlt
    jmp @@mess
    @@save: mov eax, offset msg_save_txt
    mov edx, offset msg_save_tlt
    @@mess: call MessageBoxA, 0, eax, edx, MB_OK
    xor eax,eax
    jmp @@ret
    endp WndProc
    end Start

    Комментарии к программе

    Здесь мне хотелось в первую очередь продемонстрировать использование прототипов функций API Win32. Конечно их (а также описание констант и структур из API Win32) следует вынести в отдельные подключаемые файлы, поскольку, скорее всего Вы будете использовать их и в других программах. Описание прототипов функций обеспечивает строгий контроль со стороны компилятора за количеством и типом параметров, передаваемых в функции. Это существенно облегчает жизнь программисту, позволяя избежать ошибок времени исполнения, тем более, что число параметров в некоторых функциях API Win32 весьма значительно.

    Существо данной программы заключается в демонстрации вариантов работы с оконным меню. Программу можно откомпилировать в трёх вариантах (версиях), указывая компилятору ключи VER2 или VER3 (по умолчанию используется ключ VER1). В первом варианте программы меню определяется на уровне класса окна и все окна данного класса будут иметь аналогичное меню. Во втором варианте, меню определяется при создании окна, как параметр функции CreateWindowEx. Класс окна не имеет меню и в данном случае, каждое окно этого класса может иметь своё собственное меню. Наконец, в третьем варианте, меню загружается после создания окна. Данный вариант показывает, как можно связать меню с уже созданным окном.

    Директивы условной компиляции позволяют включить все варианты в текст одной и той же программы. Подобная техника удобна не только для демонстрации, но и для отладки. Например, когда Вам требуется включить в программу новый фрагмент кода, то Вы можете применить данную технику, дабы не потерять функционирующий модуль. Ну, и конечно, применение директив условной компиляции - наиболее удобное средство тестирования различных решений (алгоритмов) на одном модуле.

    Представляет определённый интерес использование стековых фреймов и заполнение структур в стеке посредством регистра указателя стека (esp). Именно это продемонстрировано при заполнении структуры WndClassEx. Выделение места в стеке (фрейма) делается простым перемещением esp:

     sub esp,SIZE WndClassEx

    Теперь мы можем обращаться к выделенной памяти используя всё тот же регистр указатель стека. При создании 16-битных приложений такой возможностью мы не обладали. Данный приём можно использовать внутри любой процедуры или даже произвольном месте программы. Накладные расходы на подобное выделение памяти минимальны, однако, следует учитывать, что размер стека ограничен и размещать большие объёмы данных в стеке вряд ли целесообразно. Для этих целей лучше использовать "кучи" (heap) или виртуальную память (virtual memory).

    Остальная часть программы достаточно тривиальна и не требует каких-либо пояснений. Возможно более интересным покажется тема использования макроопределений.

    Макроопределения

    Мне достаточно редко приходилось серьёзно заниматься разработкой макроопределений при программировании под DOS. В Win32 ситуация принципиально иная. Здесь грамотно написанные макроопределения способны не только облегчить чтение и восприятие программ, но и реально облегчить жизнь программистов. Дело в том, что в Win32 фрагменты кода часто повторяются, имея при этом не принципиальные отличия. Наиболее показательна, в этом смысле, оконная и/или диалоговая процедура. И в том и другом случае мы определяем вид сообщения и передаём управление тому участку кода, который отвечает за обработку полученного сообщения. Если в программе активно используются диалоговые окна, то аналогичные фрагменты кода сильно перегрузят программу, сделав её малопригодной для восприятия. Применение макроопределений в таких ситуациях более чем оправдано. В качестве основы для макроопределения, занимающегося диспетчеризацией поступающих сообщений на обработчиков, может послужить следующее описание.

    Пример макроопределений

    macro MessageVector message1, message2:REST
    IFNB <message1>
    dd message1
    dd offset @@&message1
    @@VecCount = @@VecCount + 1
    MessageVector message2
    ENDIF
    endm MessageVector

    macro WndMessages VecName, message1, message2:REST
    @@VecCount = 0
    DataSeg
    label @@&VecName dword
    MessageVector message1, message2
    @@&VecName&Cnt = @@VecCount
    CodeSeg
    mov ecx,@@&VecName&Cnt
    mov eax,[@@msg]
    @@&VecName&_1: dec ecx
    js @@default
    cmp eax,[dword ecx * 8 + offset @@&VecName]
    jne @@&VecName&_1
    jmp [dword ecx + offset @@&VecName + 4]

    @@default: call DefWindowProcA, [@@hWnd], [@@msg], [@@wPar], [@@lPar]
    @@ret: ret
    @@ret_false: xor eax,eax
    jmp @@ret
    @@ret_true: mov eax,-1
    dec eax
    jmp @@ret
    endm WndMessage

    Комментарии к макроопределениям

    При написании процедуры окна Вы можете использовать макроопределение WndMessages, указав в списке параметров те сообщения, обработку которых намерены осуществить. Тогда процедура окна примет вид:

    proc WndProc stdcall
    arg @@hWnd: dword, @@msg: dword, @@wPar: dword, @@lPar: dword
    WndMessages WndVector, WM_CREATE, WM_SIZE, WM_PAINT, WM_CLOSE, WM_DESTROY

    @@WM_CREATE:
    ; здесь обрабатываем сообщение WM_CREATE
    @@WM_SIZE:
    ; здесь обрабатываем сообщение WM_SIZE
    @@WM_PAINT:
    ; здесь обрабатываем сообщение WM_PAINT
    @@WM_CLOSE:
    ; здесь обрабатываем сообщение WM_CLOSE
    @@WM_DESTROY:
    ; здесь обрабатываем сообщение WM_DESTROY

    endp WndProc

    Обработку каждого сообщения можно завершить тремя способами:

    • вернуть значение TRUE, для этого необходимо использовать переход на метку @@ret_true;
    • вернуть значение FALSE, для этого необходимо использовать переход на метку @@ret_false;
    • перейти на обработку по умолчанию, для этого необходимо сделать переход на метку @@default.

    Отметьте, что все перечисленные метки определены в макро WndMessages и Вам не следует определять их заново в теле процедуры.

    Теперь давайте разберёмся, что происходит при вызове макроопределения WndMessages. Вначале производится обнуление счётчика параметров самого макроопределения (число этих параметров может быть произвольным). Теперь в сегменте данных создадим метку с тем именем, которое передано в макроопределение в качестве первого параметра. Имя метки формируется путём конкатенации символов @@ и названия вектора. Достигается это за счёт использования оператора &. Например, если передать имя TestLabel, то название метки примет вид: @@TestLabel. Сразу за объявлением метки вызывается другое макроопределение MessageVector, в которое передаются все остальные параметры, которые должны быть ничем иным, как списком сообщений, подлежащих обработке в процедуре окна. Структура макроопределения MessageVector проста и бесхитростна. Она извлекает первый параметр и в ячейку памяти формата dword заносит код сообщения. В следующую ячейку памяти формата dword записывается адрес метки обработчика, имя которой формируется по описанному выше правилу. Счётчик сообщений увеличивается на единицу. Далее следует рекурсивный вызов с передачей ещё не зарегистрированных сообщений, и так продолжается до тех пор, пока список сообщений не будет исчерпан.

    Сейчас в макроопределении WndMessage можно начинать обработку. Теперь существо обработки, скорее всего, будет понятно без дополнительных пояснений.

    Обработка сообщений в Windows не является линейной, а, как правило, представляет собой иерархию. Например, сообщение WM_COMMAND может заключать в себе множество сообщений поступающих от меню и/или других управляющих элементов. Следовательно, данную методику можно с успехом применить и для других уровней каскада и даже несколько упростить её. Действительно, не в наших силах исправить код сообщений, поступающих в процедуру окна или диалога, но выбор последовательности констант, назначаемых пунктам меню или управляющим элементам (controls) остаётся за нами. В этом случае нет нужды в дополнительном поле, которое сохраняет код сообщения. Тогда каждый элемент вектора будет содержать только адрес обработчика, а найти нужный элемент весьма просто. Из полученной константы, пришедшей в сообщении, вычитается идентификатор первого пункта меню или первого управляющего элемента, это и будет номер нужного элемента вектора. Остаётся только сделать переход на обработчик.

    Вообще тема макроопределений весьма поучительна и обширна. Мне редко доводится видеть грамотное использование макросов и это досадно, поскольку с их помощью можно сделать работу в ассемблере значительно проще и приятнее.

    Резюме

    Для того, чтобы писать полноценные приложения под Win32 требуется не так много:

    • собственно компилятор и компоновщик (я использую связку TASM32 и TLINK32 из пакета TASM 5.0). Перед использованием рекомендую "наложить" patch, на данный пакет. Patch можно взять на site http://www.borland.com/ или на нашем ftp сервере ftp.uralmet.ru.
    • редактор и компилятор ресурсов (я использую Developer Studio и brcc32.exe);
    • выполнить перетрансляцию header файлов с описаниями процедур, структур и констант API Win32 из нотации принятой в языке Си, в нотацию выбранного режима ассемблера: Ideal или MASM.

    В результате у Вас появится возможность писать лёгкие и изящные приложения под Win32, с помощью которых Вы сможете создавать и визуальные формы, и работать с базами данных, и обслуживать коммуникации, и работать multimedia инструментами. Как и при написании программ под DOS, у Вас сохраняется возможность наиболее полного использования ресурсов процессора, но при этом сложность написания приложений значительно снижается за счёт более мощного сервиса операционной системы, использования более удобной системы адресации и весьма простого оформления программ.

    Приложение 1. Файлы, необходимые для первого примера

    Файл констант ресурсов resource.inc

    IDD_DIALOG = 65 ; 101
    IDR_NAME = 3E8 ; 1000
    IDC_STATIC = -1

    Файл заголовков resource.h

    #define IDD_DIALOG 101
    #define IDR_NAME 1000
    #define IDC_STATIC

    Файл определений dlg.def

    NAME TEST
    DESCRIPTION 'Demo dialog'
    EXETYPE WINDOWS
    EXPORTS DlgProc @1

    Файл компиляции makefile

    # Make file for Demo dialog
    # make -B

    NAME = dlg
    OBJS = $(NAME).obj
    DEF = $(NAME).def
    RES = $(NAME).res

    TASMOPT=/m3 /mx /z /q /DWINVER=0400 /D_WIN32_WINNT=0400

    !if $d(DEBUG)
    TASMDEBUG=/zi
    LINKDEBUG=/v
    !else
    TASMDEBUG=/l
    LINKDEBUG=
    !endif

    !if $d(MAKEDIR)
    IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32
    !else
    IMPORT=import32
    !endif

    $(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) $(RES)
    tlink32 /Tpe /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF), $(RES)

    .asm.obj:
    tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMOPT) $&.asm

    $(RES): $(NAME).RC
    BRCC32 -32 $(NAME).RC

    Приложение 2. Файлы, необходимые для второго примера

    Файл описания mylib.def

    LIBRARY MYLIB
    DESCRIPTION 'DLL EXAMPLE, 1997'
    EXPORTS Hex2Str @1

    Файл компиляции makefile

    # Make file for Demo DLL# make -B# make -B -DDEBUG for debug information

    NAME = mylib
    OBJS = $(NAME).obj
    DEF = $(NAME).def
    RES = $(NAME).res

    TASMOPT=/m3 /mx /z /q /DWINVER=0400 /D_WIN32_WINNT=0400

    !if $d(DEBUG)
    TASMDEBUG=/zi
    LINKDEBUG=/v
    !else
    TASMDEBUG=/l
    LINKDEBUG=
    !endif

    !if $d(MAKEDIR)
    IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32
    !else
    IMPORT=import32
    !endif

    $(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF)
    tlink32 /Tpd /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF)

    .asm.obj:
    tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMOPT) $&.asm

    $(RES): $(NAME).RC
    BRCC32 -32 $(NAME).RC

    Приложение 3. Файлы, необходимые для третьего примера

    Файл описания dmenu.def

    NAME TEST
    DESCRIPTION 'Demo menu'
    EXETYPE WINDOWS
    EXPORTS WndProc @1

    Файл ресурсов dmenu.rc

    #include "resource.h
    "MyMenu MENU DISCARDABLE
    BEGIN POPUP "Files"
    BEGIN
    MENUITEM "Open", ID_OPEN
    MENUITEM "Save", ID_SAVE
    MENUITEM SEPARATOR
    MENUITEM "Exit", ID_EXIT
    END
    MENUITEM "Other", 65535
    END

    Файл заголовков resource.h

    #define MyMenu 101
    #define ID_OPEN 40001
    #define ID_SAVE 40002
    #define ID_EXIT 40003

    Файл компиляции makefile

    # Make file for Turbo Assembler Demo menu
    # make -B
    # make -B -DDEBUG -DVERN for debug information and version
    NAME = dmenu
    OBJS = $(NAME).obj
    DEF = $(NAME).def
    RES = $(NAME).res
    !if $d(DEBUG)
    TASMDEBUG=/zi
    LINKDEBUG=/v
    !else
    TASMDEBUG=/l
    LINKDEBUG=
    !endif

    !if $d(VER2)
    TASMVER=/dVER2
    !elseif $d(VER3)
    TASMVER=/dVER3
    !else
    TASMVER=/dVER1
    !endif

    !if $d(MAKEDIR)
    IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32
    !else
    IMPORT=import32
    !endif

    $(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) $(RES)
    tlink32 /Tpe /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF), $(RES)

    .asm.obj:
    tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMVER) /m /mx /z /zd $&.asm

    $(RES): $(NAME).RC
    BRCC32 -32 $(NAME).RC
    А. Усов
    Категория: Разное | Добавил: fasm (19.07.2008)
    Просмотров: 1461 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]